Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство и т. д.).

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети-инвалиды и с особенностями в развитии;
  • дети-жертвы насилия.
  • социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;
  • медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей;
  • социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями;
  • социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями;
  • психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем;
  • криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие.

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

На что стоит обратить внимание:
  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническая запущенность;
  • обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания;
  • агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;
  • выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков;
  • боязнь идти домой;
  • жестокое обращении с животными;
  • стремление скрыть причину травм.

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей;
  • отрицательно влияют на их поведение;
  • жестоко обращаются с детьми;
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей.

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.

Основные задачи деятельности общественного инспектора:

  • обеспечение прав и законных интересов детей;
  • предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
  • социальная защита детей, находящихся в социально опасном положении.

Основные направления деятельности:

  • выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • осуществление контроля выполнения своих обязанностей опекунами и попечителями;
  • осуществление мер по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
  • организация и проведение профилактической работы с несовершеннолетними;
  • взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам защиты и охраны прав детей.

 

Нормативные основы защиты прав детства

Права ребенка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся:

1) Декларация прав ребенка

Декларация провозглашает требование оградить детей от практики, в рамках которой может поощряться религиозная, расовая или иная форма дискриминации. Несовершеннолетнего надлежит воспитывать в духе терпимости, взаимопонимания, международной дружбы и братства. Ребенок должен пребывать в полном сознании того, что его способности и энергия должны быть посвящены служению на пользу общества. Все лучшее, что присутствует на планете, принадлежит детям, равно как и взрослым. Оно не может быть отнято у несовершеннолетних ни по чьей прихоти. Взрослые несут полную ответственность за обеспечение защиты, заботу, воспитание, материальное содержание, здоровое развитие детей.

2) Конвенция ООН о правах ребенка

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

3) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Декларация в решении проблем здравоохранения обусловлено установленным в ней требованием к государствам-участникам принимать все необходимые законодательные и иные меры с целью снижения детской смертности, борьбы с недоеданием, а также с целью обеспечения детям «элементарных гарантий» нормального физического и умственного развития.

Основные нормативно-правовые документы РФ о защите прав детей:

  • Семейный кодекс РФ (1996).
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  • Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie